Районный комитет образования о работе в 2011 году
Комитет образования МО Приозерский муниципальный район подвел итоги работы за год, в том числе по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
В рамках реализации комплексного проекта модернизации образования в октябре-ноябре прошлого года в образовательных учреждениях Приозерья был проведен анализ внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) по двум основным направлениям: переход на новые образовательные стандарты и повышение квалификации и профессиональной подготовки учителей по ФГОС.
О том, как внедряется новый образовательный стандарт в школах Приозерского района, о выполнении плана реализации инициативы «Наша новая школа», достижениях и проблемах школ и детских садов района беседуем с председателем Комитета образования Е. Шкута.
- Елена Алексеевна, как известно, в 2010-2011 учебном году переход на ФГОС апробировался в приозерских школах №№ 1, 4, 5 и Сосновской. В нынешнем учебном году к первопроходцам освоения нового стандарта образования добавились и последователи…
- Более того, с сентября 2011 года в штатном режиме перешли на ФГОС НОО все общеобразовательные школы района. Новое содержание начального общего образования осваивают сегодня 685 учеников из 35-и классов. Из них 350 обучающихся по новым стандартам обеспечены учебным оборудованием для практических работ и почти 500 могут пользоваться интерактивными учебными пособиями (доска, мультимедийные установки и др.).
В школах, осваивающих новые стандарты, организована внеурочная занятость детей. При этом среднее количество часов в неделю на одного обучающегося за счет бюджетного финансирования составляет 7,9 часов; за счет внебюджетного финансирования 1,8 час. То есть на практике отрабатываются механизмы финансирования внеурочной деятельности в рамках введения стандарта.
Но думаю, об итогах перехода на ФГОС НОО в масштабах всего Приозерья можно будет говорить в конце учебного года.
Несколько слов о выполнении инициативы «Наша новая школа» в 2011 году.
Доля учащихся школ, которые получают качественное горячее питание, составила 90% (в 2009 г. – 83%). При этом во всех образовательных учреждениях созданы условия для 100% обеспечения школьников горячим питанием.
До 100% увеличилось количество классов-комплектов, в которых введен третий урок физкультуры.
В Приозерском районе приняты программы, включающие совершенствование организации школьного питания, медицинской помощи, развитие физической культуры и спорта в образовательных учреждениях; предусматривающие модернизацию материально-технической базы образовательных учреждений, создание в них условий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, формирование у школьников культуры здорового и безопасного образа жизни и соответствующих поведенческих стереотипов, развитие и совершенствование психолого-педагогической и медико-социальной помощи обучающимся, воспитанникам.
Конечно, требуются дальнейшие усилия по формированию у учащихся ценностного отношения к здоровому образу жизни. В этом году мы планируем обеспечить 100% охват учащихся горячим питанием за счет реализации в регионе интегрированной модели организации школьного питания за счет 100% оснащения современным технологическим оборудованием школьных пищеблоков и использования потенциала комбината социального питания «Конкорд».
Несомненно большим плюсом стал переход к нормативно-душевому механизму оплаты услуг в сфере общего образования. Школы получили большую свободу управления денежными средствами при повышении ответственности за конечные результаты, что повлекло за собой необходимость проведения оптимизации расходов на общее образование.
Внедрены и новая система оплаты труда, направленная на повышение эффективности работы каждого сотрудника образовательного учреждения. Но современные требования выдвигают и проблему повышения уровня методической подготовки учителя. Учитель и сам должен учиться. И здесь педагогическим коллективам есть еще над чем работать.
- Чем Вам еще запомнился учебный год?
- В нашей сфере – в образовании за год всегда столько событий! К примеру, в минувшем году учитель Мировой художественной культуры Приозерской школы №5 Андрей Иванович Лихой получил сразу два почетных звания: Заслуженный учитель Российской Федерации и Почетный учитель Ленинградской области. Я не один год проработала в 5-й школе с этим одаренным, неравнодушным к профессии, интеллигентным человеком. Очень рада за него! За детей, которых он учит.
С успехом прошел в районе традиционный ежегодный конкурс «Классный самый классный». Победителем на нем стала О. Слепухина, классный руководитель 4-го класса Приозерской средней школы № 1. Заслуживает внимания конкурс «Школьный библиотекарь года». Победила В. Коробцева из городской школы №5. В конкурсе «Учитель года» первое место по праву досталось О. Жилиной, учителю начальных классов школы №1.
Считаю, очень полезен для педагогов и «Фестиваль педагогических идей и достижений», который проходил в виде заочного марафона по использованию информационно- коммуникационных технологий в преподавании учебных дисциплин. Победила Г. Ивко, учитель начальных классов Громовской СОШ. По итогам конкурса формируется банк данных материалов, представленных на обсуждение. Несомненно, это поможет учителям в их педагогической деятельности.
- Елена Алексеевна, в прошлые годы молодые специалисты-педагоги встречались с представителями власти за круглым столом. Традиция осталась?
- Такие встречи мы называем «Диалог с властью». Не был исключением и год ушедший. В 2011 г. трудовую деятельность на ниве районного образования начали 13 выпускников различных учебных заведений. Большинство из них являются бывшими учениками школ Приозерья, но есть и те, кто приехал в наш район из других регионов.
У молодых специалистов сферы образования немало проблем. Возможность рассказать о них и подтверждается на этих встречах. Глава администрации с интересом расспрашивает педагогов о том, как им живется, устраивают ли их условия работы, что хотелось бы изменить в городе, районе. В итоге, добрая традиция – вручение главой администрации района денежного пособия для материальной поддержки молодых специалистов-педагогов и напутственное слово главы администрации героям встречи.
Молодые специалисты - это активные жители нашего района, поэтому на них мы возлагаем большие надежды.
- Каковы успехи наших школьников в муниципальных этапах Всероссийской предметной олимпиады в 2011 году?
- Участие в олимпиадах – это неотъемлемая часть работы с одарёнными детьми. Олимпиады позволяют поддержать интеллектуально одарённых школьников. Всероссийская предметная олимпиада школьников проводилась в России и регионе уже в 7-й раз. Школьники нашего района традиционно активно в ней участвовали.
Муниципальный этап олимпиады проходил с 15 ноября по 15 декабря 2011года. В течение месяца была организована 21 предметная олимпиада. В ней приняли участие 1073 школьника 7-х – 11-х классов. Это на 313 детей больше, чем в 2010 году. Соответственно увеличилось и количество победителей – 43 человека (в предыдущем учебном году их было 36) и призёров - 226 человек (164).
Ежегодное увеличение количества участников предметных олимпиад свидетельствует о большой заинтересованности школьников района в желании на высоком уровне проверить свои знания. А для учащихся выпускных классов это ещё и дополнительный шанс на льготное поступление в средние и высшие учебные заведения.
По итогам муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников лучший результат показали МОУ СОШ № 4 ( из 144-х участников 11 стали победителями и 35 – призёрами); МОУ Сосновская СОШ, где из 140 участников 10 стали победителями, 35 – призёрами и МОУ СОШ № 5 (из 137 участников 7 стали победителями и 41 – призёрами).
Есть и личные рекорды среди школьников нашего района. Егорова Полина, учащаяся 10 класса СОШ № 4, стала победительницей в олимпиадах по литературе, английскому и французскому языкам, призёром олимпиад по мировой художественной культуре, экономике и химии; Колесникова Екатерина, учащаяся 11 класса Отрадненской СОШ, стала победительницей олимпиад по русскому языку и биологии, призёром по литературе, физике и математике; Магадеева Ирина, учащаяся 8 класса СОШ № 4, победителем по биологии и французскому языку, призёром в английскому языку; Шигапова Эльвира, учащаяся 9 класса Громовской СОШ, победителем по обществознанию и литературе, призёром по русскому языку. Наградой для всех победителей и призеров стал активный отдых в каникулы в профильном лагере для одаренных школьников «Омега», который действует на базе Центра информационных технологий в Приозерске.
Основные задачи, которые ставит перед собой коллектив лагеря - это создание благоприятных условий для полноценного отдыха детей, развития их интеллектуального и творческого потенциала, получения новых пози¬тивных впечатлений.
Первая половина дня в лагере посвящена профильным (информационным и гуманитарным) занятиям в объединениях с лучшими педагогами. Вторая половина дня посвящена различным культурно-массовым и оздоровительным мероприятиям. Каждую смену для ребят организуются различные экскурсионные поездки в Выборг, Пушкин, Гатчину, Петергоф, Санкт-Петербург, остров Валаам и др.
- В городе и районе проводятся масса конкурсов среди школьников. Не отвлекают ли эти массовые интеллектуальные поединки ребят от главного пока в их жизни занятия – учебы в школе?
- Не только не мешают, но дополняют знания учащихся по основным предметам, расширяют их кругозор.
11 марта 2011 года в Центе информационных технологий состоялась игра по станциям «Компьютерный марафон» для учащихся 5-6 классов, посвященная 50-летию полета Ю. Гагарина в космос. Ну разве это не познавательно?
19 мая 2011 года в крепости –музее Корела прошла районная игра-викторина «Путешествие по земле Приозерской. Игра прошла под знаком 300-летия освобождения Кексгольма в Северной войне. Еще был творческий конкурс «Легенды старой крепости», посвященный 700-летию крепости Корела. Могу перечислить большое количество мероприятий, организованных для наших школьников. Все они принесли несомненную пользу. Это Зарница-2011, «Безопасное колесо», фестиваль «Отечества умножить славу», праздник «Здоровая молодежь – здоровая Россия!», конкурс творческих работ «Открытие года» и другие. Участие в подобных играх развивает школьника. Как физически, так и духовно.
Хорошим стимулом для совершенствования стали именные стипендии главы администрации МО, муниципальная стипендия имени Марии Константиновны Кексгольмской, которая ежегодно, в канун Дня города, решением общественного Совета, присуждается лучшей старшекласснице района. В 2011 году ей стала Дарья Лихая, выпускница средней школы № 4.
- Елена Алексеевна, каким был прошлый год для школьных спортсменов Приозерья?
- Значительных успехов наши учащиеся добились в соревнованиях Областной Спартакиады школьников.
Спартакиада – это многоборье, состоящее из соревнований по 6 видам спорта, где невозможно добиться победы случайно, нужно быть подготовленными в различных направлениях физической культуры: от общефизической подготовки до игровых видов спорта, от индивидуально сильных учеников до сплоченного коллектива юных спортсменов. Такой школой оказалась Приозерская СОШ № 1, коллектив которой начиная от директора школы, учителей физической культуры и заканчивая учащимися нашли правильные формы сотрудничества и взаимопонимания, что и привело их к «бронзовому» третьему месту в общем зачете 46-й Областной Спартакиады среди школ 1-й группы, где выступали команды трехсот школ Ленинградской области.
Не менее удачно, но уже среди «малых» школ 2-ой группы, выступили ученики Раздольской СОШ, которые добились «локальных» успехов: а именно были третьими в соревнованиях по лыжным гонкам и одержали победу в соревнованиях по мини-футболу в рамках 46 Областной Спартакиады школьников.
Учащиеся СОШ № 1 не остановились на достигнутом. Впервые участвуя в Общероссийском проекте «Мини- футбол в школу», произвели настоящий фурор! Потрясающие результаты показали мальчики 1998-1999 г.р. Сначала футболисты выиграли областные соревнования в городе Лодейное Поле, обыграв хозяев в финале, а затем, представляя нашу область на региональных играх, поочередно обыграли дважды Петрозаводск, Новгород, сыграли вничью с Мурманском и лишь в полуфинале уступили великолукским футболистам. В итоге заняли третье место на региональных соревнованиях, где участвовали также представители еще семи субъектов Федерации Северо-Западного Федерального округа.
Относительно недавно в нашем городе работает бассейн, который радушно открыл свои двери, в том числе и для школьников.. Здесь проходят соревнования по плаванию на «короткой» воде. Этот вид спорта входит на сегодняшний день в программу практически любых соревнований, включающих в себя «зачетную» систему подсчета очков. Сейчас в самом разгаре Президентские Спортивные игры для учащихся 7-11 классов, включающие в себя соревнования по четырем видам спорта: плаванию, баскетболу, пулевой стрельбе и легкой атлетике. Это очень масштабные соревнования, в которых принимали участие более пятисот учащихся из всех школ района.
Также в минувшем году прошла очередная Олимпиада по физической культуре, где помимо практических навыков, ребята участвовали в теоретическом разделе, где отвечали на вопросы об возникновении Олимпийского движения в Древней Греции, славной истории спорта. А учебный год традиционно завершила Спартакиада учителей.
-Елена Алексеевна, сегодня, как никогда в школах важна профориентационная работа, которая становится неотъемлемой частью воспитания у детей любви к своей малой родине, ответственности за нее…
- В октябре 2009 года Шумиловская средняя школа получила статус региональной экспериментальной площадки (РЭП) по теме «Сельская школа как участник социального проекта «Сельский туризм». В мае 2010 г. к эксперименту подключились ещё три школы района – Громовская, Раздольская, Петровская. В 2011 году работа активно продолжилась.
Одно из главных богатств Приозерского района – уникальная природа Карельского перешейка, поэтому он чрезвычайно привлекателен для развития здесь экологического и сельского туризма. На территории Ромашкинского поселения и близлежащих к нему поселках осуществляют свою деятельность множество туристических баз и отелей.
Существующие предприятия сферы туризма нуждаются в квалифицированных специалистах; есть возможность создания собственного бизнеса. При этом в большей части поселений очень высок уровень безработицы, происходит отток молодежи.
Основной идеей проекта стала организация предпрофессиональной подготовки школьников по наиболее актуальным для региона направлениям туристской сферы – сельскому и экологическому туризму. На наш взгляд, организация подобного обучения поможет решить проблему обеспечения кадрами туристских предприятий Приозерья, что, в конечном итоге, позволит в полной мере реализоваться его экономическому потенциалу.
В школах, входящих в РЭП, ведётся профильное обучение старшеклассников, то есть по ряду предметов ребята получают углублённые знания.Важная роль в обучении отводится учебным практикам, где старшеклассники проходят профессиональные пробы на таких популярных базах отдыха, как «Гранд», «Лосевская», «Слип», «Загородный клуб Дача», «Палома Тур». Шумиловская школа активно использует схемы социального партнёрства при обучении ребят, что не только даёт дополнительные возможности для обучения, но и помогает более эффективной социализации старшеклассников.
В Шумиловской школе реализуется концепция «Мы - территория гостеприимства», в основу которой положена программа «Культура поведения и гостеприимства». Ученики школы с начальных классов принимают активное участие в различных конкурсах программы «Юный эколог» и, воспитанные в любви и уважении к малой родине, становятся её искренними защитниками.
Высокой оценкой этой работы стала победа команды Шумиловской школы в 2010-2011 учебном году в областном конкурсе «Лучшая экологическая школа Ленинградской области» в номинации «Школа – центр экологического просвещения для жителей» и призером в номинации «Юные просветители – сверстникам и родителям».
Направление «Сельский туризм» позволяет организовывать спортивную работу со школьниками по направлениям, наиболее привлекательным для нынешних подростков. Так, в сентябре 2011, года команда девятиклассников заняла призовые места в областном конкурсе по рафтингу и туристическому ориентированию.
- В комитете образования работает очень сложный и важный сектор, в поле зрения которого дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей…
- Сегодня в Приозерском районе зарегистрировано 362 ребенка - сироты и дети, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 18 лет
Проведенный нами анализ позволяет отметить, что в 2011 году сократилось число детей, лишившихся родительского попечения. При этом выросло число детей данной категории, передаваемых на воспитание в семьи и сократилась численность детей, передаваемых на воспитание в учреждения. Если в 2007 году таких было 44, то в 2011 только 3.Растет число детей, передаваемых на усыновление гражданам РФ
206 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей воспитываются в семьях опекунов (попечителей). На детей, находящихся под опекой (попечительством), в 2011 году ежемесячно выплачивалось пособие в размере 5516 руб. на детей до 6 лет, и 6953 рублей в месяц на одного ребёнка в возрасте от 6 до 18 лет.
В настоящее время образовано 29 приемных семей, в них воспитывается 32 ребенка в возрасте от 3 до 17 лет.
Есть семейный психолог, в практике работы которого подготовка кандидатов в замещающие семьи. Важным критерием успешности проводимой целенаправленной работы специалистов сектора по опеке и попечительству и семейного психолога является отсутствие возврата детей из замещающих семей в учреждения.
На выделенные администрацией района финансовые средства в 2011 году для 8 лиц категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретено 5 квартир (В 2010 г- 41 квартира) На 2012 год выделено 17 576 330 руб, это позволит обеспечить жилой площадью всех лиц данной категории в возрасте до 18 лет, нуждающихся в обеспечении жилой площадью и состоящих на льготной очереди.
- Школьному образованию предшествует дошкольное. Как в прошедшем году обстояли дела в этом подведомственном Комитету образования секторе?
- В районе работало 27 муниципальных образовательных учреждений. В 2011 году в целях ликвидации очереди, в трех детских садах были открыты дополнительные группы: №13 п. Мичуринское -1 группа, 20 мест; №23 п. Ромашки – 1 группа, 20 мест; №31 п. Сосново - 1 группа, 20 мест.
Прошедший год отмечен достижениями. Педагогический коллектив Детского сада комбинированного вида №9» г. Приозерска стал победителем муниципального и лауреатом областного конкурса «Лучшее ДОУ Ленинградской области, реализующее программу по физическому развитию и укреплению здоровья детей дошкольного возраста.
Опыт работы воспитателя МДОУ №10 п. Суходолье О. Фроловой и воспитателя детского сада № 11 п. Кузнечное М. Куск опубликован в сборнике ЛОИРО Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области. Ежегодно педагогические работники принимают активное участие в муниципальном конкурсе «Воспитатель года». Победителем муниципального конкурса «Воспитатель года - 2011» стала воспитатель МДОУ №9 г. Приозерска И. Пятаева..
В областном конкурсе «Красивая школа» в номинации «Красивый детский сад» среди сельских детских садов лучшим назван «Центр развития ребенка – детский сад» п. Сосново. В Ленинградском областной региональном конкурсе «Детские сады – детям» в рамках Всероссийского проекта Партии «Единая Россия» в номинации «Лучший воспитатель детского сада» победила В.Смородинова , инструктор по физической культуре МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад» п. Сосново; Это же учреждение заняло 2-е место в номинации «Лучший сельский детский сад».
Каждый год в школы района приходят новые ученики, новые педагоги. Мы осваиваем новые программы, укрепляем материально-техническую базу школ и дошкольных учреждений. Каждый год для нас – как новый трамплин для претворения в жизнь новых идей. 2012 год – не исключение.
Интервью провел А. Вайник
На снимках: Профильный лагерь «Омега», «Звездная» команда по мини-футболу, олимпиада по Мировой художественной культуре. Детское творчество – робототехники презентуют свои изобретения, «Диалог с властью». (Фото из архива Комитета образования).